mrdzen (mrdzen) wrote,
mrdzen
mrdzen

Category:

Потсдам: Сады прусские, клумбы русские

Потсдам. Германия 2019.

Потсдам как дом для исторических прусских дворцов и парков — это да. Но буквально через 20 минут после приезда встречаешь в магазине Балтику 7, тушенку и тот самый запах продовольственных магазинов из 90-х. Конечно это не единственный артефакт времен ГДР в городе, но запомнился он крепко. Исторических отсылок тоже пруд пруди, но главное запомнить что Фридрихи бывают разные: II, III, IV. И это разные люди.

Версия поста mrdzen.com, без рекламы, смс и современным дизайном. Энжой! И в друзья добавляться не забывайте ;)

01. Шумный столичный Берлин заменяется на ооочень размеренный Потсдам всего за 40 минут на городской электричке и пару евро. Размеренным шагом обойти все знаковые места сложно. Правда узнать об этом лучше заранее, а не по факту. Так что про сам город, будет очень кратко.
Потсдам. Германия 2019.

02. Небольшой город с 180 тысячным населением хоть и скромен в своих размерах, все же не скромен в своей тысячелетней истории. Резиденция прусской королевской семьи, Потсдамская конференция, парк Сан-Суси, большой выбор б/у авто для перегона, — выбор на любой вкус.
Потсдам. Германия 2019.

03. Железнодорожный вокзал находиться совсем недалеко от исторического центра. За что собственно исторический центр и пострадал от бомбардировок во время Второй мировой войны (целью был как раз то вокзал). Старая рыночная площадь, с потерями, но все же присутствует.
Рыночная площадь. Потсдам. Германия 2019.

04. Сама площадь кажется весьма скромной, отчасти благодаря огромному собору святого Николая. Его купол может послужить путеводной звездой почти с любой точки города — его видно почти всегда.
Собор святого Николая. (нем. St. Nikolaikirche). Потсдам. Германия 2019.

05. После второй мировой войны, Потсдам вошел в состав ГДР. В 1989 вышел. Но некоторые артефакты, включая своеобразные пятиэтажки, того времени все еще встречаются.
Потсдам. Германия 2019.

06. До унылых пятиэтажек еще надо дойти. Или доехать, велосипеды есть прям на вокзале и учитывая огромное количество знаковых мест, именно в Потсдаме велосипед будет не лишним. А вот самый центр — весьма компактный, и вводит в заблуждение, что взять город можно за день )
Потсдам. Германия 2019.

07.
Потсдам. Германия 2019.

08. Церквей и соборов разных конфессий, для такого небольшого города, прям многовато. Прям на пересечении туристических маршрутов есть церковь святых Петра и Павла. Больше всего она впечатляет, то как смотрится с некоторых ракурсов.
Церковь святых Петра и Павла. Потсдам. Германия 2019.

09. За церковью находится небольшое ухоженное кладбище советских воинов освободителей, погибших во время Второй мировой войны.
Кладбище совветских содат. Постдам. Германия 2019.

10. А далее следуют Бранденбургские ворота. Малые. Потому что в Берлине они большие. А здесь поменьше.
Малые Бранденбургские ворота. Потсдам. Германия 2019.

11. И Науэнские ворота. Потому что рядом был еврейский городок Науэн.
Науэнские ворота. Потсдам. Германия 2019.

12. И симпатичное городское благоустройство в зеленью.
Потсдам. Германия 2019.

13.
Потсдам. Германия 2019.

14. И многочисленные едальни. Как без них на главной торгово-туристической улице.
Малые Бранденбургские ворота. Потсдам. Германия 2019.

15. И конечно же шопинг!
Потсдам. Германия 2019.

16. Говорим Постдам, подразумеваем дворцовый комплекс Сан-Суси. На кириллицу данное название переводиться как «Беззаботный». Причем перевод этот осуществляется с помощью французского словаря и соответствующего прилагательного «sans souci»
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

17.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

18. Инициатором и инвестором для парка и одноименного дворца Сан-Суси выступил король всея Прусии Фридрих II. Фигура весьма эпичная, и входит пожалуй в топчик самых сферических немцев, наравне с Бисмарком и Аденауэром.
Фридрих II и Вольтер в Потсдаме. Фридрих II и Вальтер в Потсдаме. Источник ganz privates Zinnfiguren sammeln

19. Для исторических фагов «старый Фриц» это прежде всего сочетание военного и политического таланта, благодаря которому Пруссия стремительно стала грейт эгейн. Для туриста же видный немецкий политический деятель оставил чуть более 290 гиктаров прекрасных образцы ландшафтного дизайна садов и парков. И это не превеличение, рука короля не только выписывала чеки на строительство. Паркообразующий дворец Сан-Суси был построен с на основе эскизов самого Фридриха и релизован с помощью архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа.
Набросок дворца Сан-Суси руки Фридриха II
Набросок дворца Сан-Суси руки Фридриха II. Источник wikipedia

20.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

21.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

22. Дворец был возведен всего за два года, строительство длилось с 1745 по 1747 год. Причем король Фридрих постоянно требовал присылать ему отчеты о строительстве и расчеты стоимости работ. Требовал присылать прям на фронт, в 1745 году все еще гремела вторая Силезская война с Австрией. И война в результате была выиграна, и дворец готов — вот она крепкая хватка короля Пруссии.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

23.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

24. Сравнительно небольшое одноэтажное здание (без фундамента кстати) назвать дворцом в полной мере наверное сложно. А вот личной королевской летней резиденцией вполне. Вырезка из новостного глянца того времени об окончании строительства:  «Вчера Его Величество король вселился во вновь отстроенный под Потсдамом, необычайно роскошный летний дворец Сан-Суси и обедал там за столом на 200 персон…».
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

25. Кроме того, Фридрих II с юношеских лет интересовался музыкой, чтением. И вместо пафосных клавишных, основным музыкальным инструментов выбрал флейту.
Адольф фон Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси. 1852.
Адольф фон Менцель. Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси. 1852. Автор: Адольф фон Менцель — WAFEF2zy8Ym8vQ at Google Cultural Institute, zoom level maximum, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=13318230

26. Сам же Фридрих II называл свой загородный дворец как «маленький виноградный домик». И по сравнению с окружающей виноградной горой, домик действительно кажется совсем скромным. Шесть ярусов террас с виноградной лозой расположены так, чтобы максимально использовать солнечный свет. По изначальному проекту, сорта винограда должны быть разными, с различных уголков Италии, Франции и Португалии. Как нынче дело обстоит, на глаз сложно сказать: настолько глубокими познаниями в виноделии не обладаю. И приложения, опознающего сорта винограда по их виду, а не этикетке, все еще нет.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

27.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

28.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

29. Внутреннее убранство тоже достойно упоминания…. Но я лишь скажу что в день ВДВ добежать до фонтанчика через 132 ступеньки будет не легко.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

30.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

31.
Дворец Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

32. Хорошо. С личным пространством у короля Пруссии было нормально, это понятно. Остается проблема с приемом лиц официальных, доброжелательных или не очень. Тащить всех их в уютные пенаты Сан-Суси уже не комильфо. Да и в трусах и с бокалом винишка уже не походишь. Для этих более официальных собраний и был возведен нескромный «Новый дворец».
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

33. К проекту строительства взялись в 1763 году, аккурат после окончания Семилетней войны (Пруссия рулит, которой был результат). Несмотря на послевоенную, не сильно полную казну, деньги на такой имиджевый проект нашлись. И опять же, сама идея внешнего вида дворца якобы принадлежит Фридриху II.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

34.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

35. Двухэтажное здание с 322 окнам, 230 пилонами и 428 статуями внушает уважение. Особенно 428 уникальные статуи. Из них 292 выполнены из песчаника, и отсылают к сюжетам древнегреческой мифологии. 192 детские фигуры поддерживают свод дворца. Всего над скульптурным оформлением трудились 12 мастеров.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

36.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

37. На вершине большого купола — три грации, Аглая (блеск), Талия (или Талая, счастье) и Эвфрозина (или Ефросинья, радость) держат над головами символическую корону Пруссии.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

38. Странное название «Новый дворец», по одной из версий являлось черновым названием и использовалось в пояснениях к первым чертежам строения. Вроде как были и другие варианты, но решение короля «… так и назовём, пусть будет Новый дворец» поставилось точку в этом вопросе.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

39. Напротив «Нового дворца», во внутреннем дворе, есть симпатичные хозяйственные постройки, именуемые дворцовыми коммунами. Забавно, что первоначальная цель была отнюдь не в обеспечении жильем дворцовых хозяйственников и прислуги, а в том, чтобы скрыть вид болот из окон Нового дворца.
Дворцовые коммуны. Потсдам. Германия 2019.

40.
Дворцовые коммуны. Потсдам. Германия 2019.

41. Да и в изначальном проекте французского проекта никаких жилых построек не было. Только парадная арка. Два боковых здания были добавлены непосредственно немецким архитектором.
Дворцовые коммуны. Потсдам. Германия 2019.

42. Сегодня в одном из корпусов располагается Потсдамский педагогический институт, в другом корпусе часть помещений пединститута и исторический архив Потсдама. И в отличие от соседнего дворца, внутреннее убранство не представляет особого интереса.
Дворцовые коммуны. Потсдам. Германия 2019.

43.
Дворцовые коммуны. Потсдам. Германия 2019.

44. Именно при жизни Фридриха II были построены и другие сооружения, но именно Дворец Сан-Суси и Новый дворец стали наиболее значимыми и сложными проектам.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

45. После кончины Фридриха II, Новый дворец почти не охранялся. Но не смотря на мелкие грабежи, при этом чудом сохранилась коллекция картин и мебели.
Новый дворец. Потсдам. Германия 2019.

46. Прекрасный вид на новый дворец с горы Клаусберг открывался в 19-м веке. Нынче то деревья повыше будут.
Вид на Новый дворец в Потсдаме. August Ahlborn. 1826 год.
Вид на Новый дворец в Потсдаме. August Ahlborn. 1826 год. Источник.

47. А в остальном все без изменений. Бельведер (итал. belvedere — прекрасный вид), хоз. постройка на холме с хорошими вида — имеется. Терраска с прекрасными видам — тоже. Даже домик с драконами (в левой части картины) все также функционирует.
Бельведер. Потсдам. Германия 2019.

48.
Гора Клаусберг. Потсдам. Германия 2019.

49.
Домик с драконами. Потсдам. Германия 2019.

50. Во время бомбёжек в годы второй мировой войны, из всех строений парка Сан-Суси, Бельведер почему то пострадал больше всех. Реставрация закончилась только в 2002 году. Правда здание оказалось закрыто для посещений, а интерьеры судя по всем еще находятся в стадии реконструкции.
Бельведер. Потсдам. Германия 2019.

51.
Бельведер. Потсдам. Германия 2019.

52. Жилые дома местами находятся настолько вплотную к границам парка, что можно принять их за часть паркового комплекса. Место для дома безусловно уютное и удачное. И тут самое интересное: судя по справочнику гугла, один из жителей отнюдь не принц, посол или депутат, а вполне успешный агент по уходу за деревьями (ссылка).
Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

53. Вышеупомянутый Бельведер служил финишной точкой комплекса Триумфальной аллеи. Фридрих II уже к ней не имеет отношения. Масштабный комплекс появился спустя почти столетие после строительства первых дворцов. Инициатором которого выступил Фридрих Вильгельм IV (да, в династии Гогенцоллернов встречаются и другие имена, но здесь не тот случай). Посыл проекта был «в возвеличивании прусского королевского двора«. Начинается же Триумфальная аллея с Триумфальных ворот (ну логично же).
Триумфальная аллея. Парк Сан-Суси. потсдам. германия 2019.

54.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

55.
Триумфальные ворота. Парк Сан-Суси. потсдам. германия 2019.

56. Точкой притяжения в этой самой Триумфальной аллее служит Оранжерейный дворец. 300 метровое здание с боковыми галереями которые должно было использоваться как большая крытая галерея для садовых деревьев, которые росли в деревянных кадках. Деревья в тёплое время года должны были вывозить и расставлять на территории парка.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

57.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

58. Уже можно сказать, по сложившейся традиции, в основу дворца легли эскизы сделанные самим Фридрихом Вильгельмом IV. Правда от первоначальной идеи, за основу которой была взята вилла Медичи в Риме, осталось только двухуровневое здание с башнями и открытая галерея между ними.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

59.
Вилла Медичи. Рим.

60. Оранжерейный дворец вроде считается самым малопосещаемым дворцом в парке Сан-Суси. Так что если вы убегаете от туристического автобуса, здесь можно смело прятаться.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

61.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

62. Панорамка с дворца на холме безусловно тоже хороша. Обнаженная фигура лучника целится куда то в сторону Бельведера и имеет близнеца в Дрездене. Интересен он прежде всего тем, что эта самая последняя скульптура, установленная на территории парка Сан-Суси (в 1895 году). А скульптур в парке прям овер много. И ни одного Ленина.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

63.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

64.
Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

65. Отсутствие туристической суеты добавило пару очков этому дворцу, и теперь он однозначно лидирует в топе парковых уголков Сан-Суси. Еще бы вовремя озаботится информацией о наличие смотровой площадки, атмосферном внутреннем убранстве и целым залом с копиями работ того самого Рафаэля.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

66.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

67. Оранжерейный дворец использовался в качестве декораций в фильме «Вокруг света за 80 дней» 2004 года. Который с Джеки Чаном и Арнольдом Шварценеггером. Использовался в качестве резиденции принца Хапи в Константинополе. Фильм провалился в прокате, но это уже другая история.
Дворец принца Хапи в Константинополе. Вокруг света за 80 дней.

68.
Дворец принца Хапи в Константинополе. Вокруг света за 80 дней.

69.
Оранжерейные дворец. Потсдам. Германия 2019.

70. Часть сюжета проходит в бассейне у турецкого принца, в попытках последнего отжать спутницу у путешественников. Действо это уже снималось в другом месте, но купальни в парке присутствуют. Правда, по своему прямому назначению «Римские купальни» так и не использовались, и стали чисто декоративным сооружением.
Римские купальни. Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

71.
Римские купальни. Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

72.
Римские купальни. Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

73. Как некоторый субъективный итог: очень завидую жителям Потсдама. Проводить будни в окружении озер, парков, дворцов на расстоянии вытянутой руки, — мало где доступна такая роскошь. Но это конечно очень субъективно, и взглядом туристическим.
Парк Сан-Суси. Потсдам. Германия 2019.

74.
Потсдам. Германия 2019.

Добавить в друзья

Tags: Берлин, Германия, Потсдам
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments